- Лира
-
ЛИ́РА — 1) Древнегреч. инструмент, сходный по принципу устройства с совр. арфой: каждая струна Л. позволяла взять только один тон — основной.
2) На окраинах администр. терр. России, вблизи границы с Украиной (Орловская обл., Ростовская обл.) бытовала колесная Л. — струнный муз. инструмент, распростр. по всей Европе и изв. под многочисл. назв.: языч. Л., крестьянская Л., Л. нищих и др. Колесная Л. имеет корпус, напоминающий виолончель, но неск. меньший, на к-ром размещены три струны, закрывающиеся дерев. футляром; клавиатуру, позволяющую изменять амплитуду колебаний одной из струн для получения нескольких звуков и простейшей мелодии, а также обтянутое войлоком колесо у основания корпуса с ручкой для его вращения. При игре музыкант вращает колесо без перерыва, оно касается всех струн одноврем. и приводит их в звучание, причем две нижние струны дают тянущийся бас, как на волынке или дуде, а на третьей, верхней музыкант исполняет мелодию. С колесной Л. по Украине ходили слепцы-нищие и пели, подыгрывая себе, причем во время пения звучали нижние струны, а на третьей исполнялся наигрыш в виде интерлюдии между строфами. Полагают, что колесная Л. ведет свое происхождение от монохорда Пифагора, к к-рому позднее были пристроены другие части конструкции Л.
В Византии в 10—13 вв. Л. была изв. под названием "органиструм" и была так велика, что ею управляли 2 человека. Имела долгую жизнь в професс. муз. культуре, временами исчезая и вновь возрождаясь в разных модификациях — то под именем "симфония" (13—16 вв.), то "вьель" (Франция, начиная с 15 в.).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.